close

    Налоговый компромисс глазами налоговой службы

    23 февраля 2015 года налоговое ведомство издало письмо №5996/7/99-99-20-07-03-17 “Проблемные вопросы относительно применения налогового компромисса”, в котором специалистами налогового службы даны ответы на некоторые вопросы относительно применения норм законодательства в случае добровольного декларирования сумм неправомерно отнесенных в налоговый кредит по НДС и расходы по налогу на прибыль в рамках налогового компромисса.

    Приводим официальное мнение фискального ведомства относительно вопросов, которые были рассмотрены ГФСУ по результатам селекторного совещания 5 февраля 2015 года.

    Вопрос №1. Об уголовной ответственности

    Вопрос: Законом Украины №63 определено, что налоговый компромисс – это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС. Вместе с этим, заключительными положениями закона внесено изменения лишь в ст. 212 Уголовного кодекса Украины. Предполагается ли освобождение от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц по другим статьям Уголовного кодекса в случае применения процедуры налогового компромисса? Если да, то в какой компетентный орган нужно обратиться для получения разъяснений с целью дальнейшего официального обнародования в средствах массовой информации и на официальном сайте ГФСУ?

    Краткий ответ: Налоговики не дали однозначного ответа на поставленный вопрос, ограничившись высказыванием своей точки зрения с формулировкой: “считаем, что другие статьи УК Украины не должны применяться к таким налогоплательщикам”.

    В случае возникновения конфликта с налоговой милицией, инкриминировании последними норм 358, 366 УК Украины, данная позиция ГФС вряд ли будет весомым аргументом в пользу налогоплательщика.

    Суть налогового компромисса – это освобождение налогоплательщиков от юридической ответственности за занижения налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и завышение налогового кредита по НДС.

    Таким образом, целью налогового компромисса, прежде всего, есть освобождение от ответственности добросовестных налогоплательщиков.

    Учитывая положение части пятой ст. 212 Уголовного кодекса Украины, относительно освобождения от уголовной ответственности налогоплательщиков в случае достижения процедуры налогового компромисса, а также состав преступления, предусмотренный указанной статьей, который определяется как “нанесение вреда государству, обществу”, считаем, что другие статьи УК Украины (358, 366, прочие, которые являются вспомогательными в криминальном делопроизводстве по ст. 212 УК Украины) не должны применяться к таким налогоплательщикам, поскольку отсутствует состав преступления в виде нанесения убытков государству.

    Вместе с этим, недобросовестные налогоплательщики, которые организовывали и создавали преступные схемы, должны нести ответственность согласно  требованиям Уголовного кодекса Украины.

    Вопрос №2. О периодах подлежащих уточнению

    Вопрос: Согласно второго абзаца ст. 102.1 ст. 102 НКУ период уточнения налоговой отчетности составляет 1095 дней, то есть налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет к поданной налоговой декларации не позднее 1095 дней с текущей даты. Поэтому, с учетом сроков давности, применить налоговый компромисс возможно за период с февраля 2012 года по март 2014 года включительно, а не с апреля 2011 года, как определено абзацем четвертым п. 4.3 Методических рекомендаций относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и НДС в случае применения налогового компромисса, утвержденных приказом ГФС Украины от 17.01.2015 г. № 13.

    Сроки давности начинают исчисляться с 01.04.2011 г. Однако позиция ВАСУ по этому поводу другая. Сроки давности начинают отсчет со дня, следующего за последним днем подачи налоговой декларации. Нормы подраздела 92 раздела XX “Переходные положения” НКУ не меняют этого правила.

    Согласно изложенному, уточняющий расчет в порядке налогового компромисса может быть подан за налоговые периоды, относительно которых не прошло 1095 дней со дня, следующего за последним днем подачи налоговой декларации за такой период.

    При этом, соблюдение требований относительно сроков давности необходимо выяснять на момент подачи уточняющего расчета с целью достижения налогового компромисса.

    Если налогоплательщиком в порядке налогового компромисса подан уточняющий расчет за налоговые периоды до 1 апреля 2014 года, но со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, за такой период прошло свыше 1095 дней, в предоставлении налогового компромисса должно быть отказано.

    Например, налогоплательщик с целью достижения налогового компромисса подает в январе 2015 года уточняющий расчет по НДС за декабрь 2011 года. Предельный день подачи налоговой декларации за декабрь 2011 года – 20 января 2012 года. Соответственно, сроки давности за соответствующий налоговый период начинаются с 21 января 2012 года. Итак, последний день, в который налогоплательщик может представить уточняющий расчет в порядке налогового компромисса, – 21 января 2015 года. После соответствующей даты такое право теряется.

    Вместе с тем, с этой же даты теряется право контролирующего органа изменить плательщику денежное обязательство по НДС.

    Таким образом, сроки давности в понимании Переходных положений Налогового кодекса Украины применяются аналогично к срокам давности, предусмотренных для подачи уточняющего расчетов в общем порядке согласно ст. 50 НКУ.

    Вопрос №3. О характере операций попадающих под действие закона

    Вопрос: Законом предусмотрена возможность применения налогового компромисса лишь по фактам завышения налогового кредита или расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль. Однако на указанные нарушения может влиять не только осуществление хозяйственных операций с рискованными контрагентами, а и другие нарушения порядка ведения налогового учета.  Подпадают ли под действие налогового компромисса факты завышения налогового кредита или расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, в связи с нарушением порядка ведения налогового учета, не связанным с осуществлением “рискованных” хозяйственных операций?

    Краткий ответ: Под действие налогового компромисса попадают любые факты нарушения ведения налогового или бухгалтерского учета, которые привели к завышению валовых расходов или завышения налогового кредита.

    Пунктом 1 подраздела 9 2 раздела XX “Переходные положения” Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) предусмотрено, что налоговый компромисс – это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных ст. 102 Кодекса.

    Таким образом, Закон не делает любых уточнений относительно рискованных операций или же нарушение порядка ведения налогоплательщиком налогового учета.

    Любые факты нарушения ведения налогового или бухгалтерского учета, которые привели к завышению валовых расходов или завышения налогового кредита, подпадают под действие налогового компромисса.

    Вопрос №4. О применении компромисса по проверкам которые находятся на стадии обжалования

    Вопрос: Законом предусмотрена возможность контролирующего органа решать вопрос о проведении документальной проверки плательщика при подаче уточняющего расчета за период, который раньше не проверялся, и, соответственно, принимать решение о согласовании или не согласовании применения процедуры компромисса по определенных плательщиком суммах налога. Во всех других случаях (процедуры административного или судебного обжалования, по уже проведенным проверкам) Законом не предусмотрено право контролирующего органа отказать налогоплательщику в применении процедуры налогового компромисса.

    Может ли контролирующий орган отказать налогоплательщику в применении налогового компромисса на указанных стадиях согласования налоговых обязательств? Если так, то на которых основаниях?

    Краткий ответ:  Может, при определенных условиях.

    Закон четко определяет основания отказа в применении налогового компромисса в процессе обжалования предварительного уведомления-решения (ПУР):

    • неуплата 5% в установленные сроки (10 дней) суммы налогового обязательства, определенного в ПУР, несоответствие уплаченной суммы в размере 5% сумме, указанной в соответствующем ПУР;
    • несоответствие заявления о компромиссе по ПУР и налогового обязательства, относительно которого оно подано.

    Нормы НКУ последовательно разграничивают понятие налогового обязательства и понятия отрицательного значения по НДС или налога на прибыль, а также понятие бюджетного возмещения.

    Про их нетождественность свидетельствует пункт 54.3 ст. 54 НКУ, согласно которому контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

    Таким образом, предметом налогового компромисса не могут быть определенные в налоговом уведомлении – решении суммы отрицательного значения по НДС, налога на прибыль или суммы бюджетного возмещения по НДС.

    Вопрос №5. Об ответственных за принятие решения

    Вопрос: На каком уровне принимается решение о применении или неприменении налогового компромисса (ГНИ, ГУ области)?

    Краткий ответ:  Решение о применении/неприменении налогового компромисса принимается органом ГФС, на учете в котором находится налогоплательщик.

    Вопрос №6 О применении компромисса по проверкам, которые находятся на стадии кассации

    Вопрос: Пунктом 3.14 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговый компромисс во время процедуры судебного обжалования применяется до момента вступления в законную силу решения суда (вынесение решения судом апелляционной инстанции независимо от факта обжалования в ВАСУ). Однако п. 7 подраздела 9 2 раздела XX Переходных положений НКУ отмечает, что процедура налогового компромисса, установленная этим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, относительно которых проходит процедура судебного и/или административного обжалования. В свою очередь, процедура кассационного обжалования является продолжением процедуры судебного обжалования. Возможно ли применять налоговый компромисс в делах, по которым длится процедура кассационного обжалования, если решение апелляционный суд принял в пользу плательщика, но существует перспектива принятия решения по делу ВАСУ в пользу контролирующего органа?

    Краткий ответ:  Нет.

    Налогоплательщик имеет право применения налогового компромисса, но налоговый компромисс распространяется лишь на несогласованные суммы налоговых обязательств.

    После принятия решения суда апелляционной инстанции в пользу контролирующего органа и с момента вступления его в действие, обжалованное ПУР считается согласованным, то есть, налогоплательщик не имеет права на применение налогового компромисса.

    Вопрос №7. Об оплаченных обязательствах согласно предварительному уведомлению-решению (ПУР)

    Вопрос: Как быть с плательщиками, которые уплатили доначисленные обязательства согласно ПУР до согласования (на протяжении 10 дней со дня получения), а потом обжаловали в административном или судебном порядке? Формально, такие суммы отвечают условиям о налоговом компромиссе.

    Краткий ответ:  Плательщик имеет право на применение налогового компромисса.

    Учитывая то, что налогоплательщик использовал право на обжалование ПУР, сумма денежного обязательства, которая находится в судебном производстве по делу, является несогласованной и, соответственно, плательщик имеет право на применение налогового компромисса. При этом необходимо учитывать, что по результатам применения налогового компромисса у налогоплательщика не могут возникать или увеличиваться по ошибке и/или чрезмерно уплаченные денежные обязательства.

    Вопрос №8. Об информировании налогоплательщика

    Вопрос: Необходимо ли направлять налогоплательщику решение относительно согласования применения процедуры налогового компромисса по результатам рассмотрения заявления, которое подано в процессе судебного обжалования ПУР?

    Краткий ответ: Да. Решение подписывается руководителем контролирующего органа и присылается налогоплательщику.

    Пунктом 3.12 Методических рекомендаций предусмотрено, что решение подписывается руководителем контролирующего органа и присылается налогоплательщику в порядке, определенному п. 3.5 этих Рекомендаций.

    Кроме того, согласно  п. 3.14 Методических рекомендаций, в случае подачи заявления о компромиссе по ПУР во время процедуры судебного обжалования до момента вступление в силу решения суда (вынесение решения судом апелляционной инстанции независимо от факта обжалования в ВАСУ) после достижения налогового компромисса соответствующий орган ГФС подает в суд первой или апелляционной инстанции, который рассматривает дело, мотивированное письменное ходатайство с соблюдением установленных Кодексом административного судопроизводства Украины требований относительно утверждения примирения сторон в деле в связи с достижением такими сторонами налогового компромисса.

    Вопрос №9. О сроках принятия решения

    Вопрос: На протяжении какого срока контролирующий орган должен принять решение о согласовании/несогласовании налогового компромисса по процедурам, определенным абзацами 3-5 п. 2.2 Методических рекомендаций, поскольку в п. 3.12 (по ПУР) Методических рекомендаций такой срок не определен?

    Краткий ответ: Не позднее 10 дней после предоставления плательщиком заявления о применении компромисса

    Закон не определяет четкого срока для принятия решения о применении налогового компромисса. Вместе с тем, согласно п. 3.16 Методических рекомендаций решения, предусмотренные этими Методическими рекомендациями, по которым достигается налоговый компромисс, принимаются руководителем контролирующего органа не раньше, чем через 3 рабочих дня после подачи уведомления координационно-мониторинговому подразделению и подразделению правовой работы ГФСУ.

    Таким образом, решение о применении налогового компромисса принимается в период с 4 рабочего дня после предоставления плательщиком заявления о применении компромисса, но не позднее 10 дней.

    Вопрос №10. О процедуре уведомлении судов первой инстанции

    Вопрос: Согласно п. 3.14 Методических рекомендаций в случае подачи заявления о компромиссе по ПУР во время процедуры судебного обжалования после достижения налогового компромисса соответствующий орган ГФС подает в суд первой или апелляционной инстанции, который рассматривает дело, мотивированное письменное ходатайство относительно утверждения примирения сторон в деле в связи с достижением налогового компромисса. В то же время п. 2.5 Порядка организации работы органов доходов и сборов во время подготовки и сопровождения дел в судах и ведение претенциозно-исковой работы (приказ Миндоходов от 27.12.2013 г. N 857) определено, что заключение мировых соглашений и подачи заявлений в суд об отказе от иска осуществляется по процедуре, предусмотренной для решения о нецелесообразности при условии направления в Департамент проекта соответствующего решения, предварительно согласованного руководителями заинтересованных (профильных) структурных подразделений, и проекта мирового соглашения или заявления об отказе от иска.

    Краткий ответ: Приказ Миндоходов от 27.12.2013 г. N 857 “О порядке организации работы органов доходов и сборов во время подготовки и сопровождения дел в судах и ведение претензионной работы” не применяется в процедуре налогового компромисса.

    Приказ Миндоходов от 27.12.2013 г. N 857 “О порядке организации работы органов доходов и сборов во время подготовки и сопровождения дел в судах и ведение претензионной работы” не применяется в процедуре налогового компромисса учитывая то, что эта процедура является отдельной и действует временно, на протяжении 90 дней с момента введения в действие Закона.

    Вопрос №11. О повторном использовании права на налоговый компромисс

    Вопрос: Нормы Закона и Методических рекомендаций не содержат положений относительно того, может ли налогоплательщик повторно на протяжении установленного срока (до 17.04.2015 г.) обратиться с заявлением о налоговом компромиссе в случае, возникновения новых обстоятельств (например, обжалование в суде согласованных налоговых уведомлений-решений в пределах сроков на подачи такого иска).

    Краткий ответ: Да. Налогоплательщик может повторно обратиться с заявлением о применении процедуры налогового компромисса.

    Учитывая то обстоятельство, что налогоплательщик имеет право обжаловать любое ПУР с учетом сроков давности (3 года) и такое ПУР является несогласованным с момента нарушения проведения в деле, последний может повторно обратиться с заявлением о применении процедуры налогового компромисса.

    Вместе с этим, согласно п. 8 подраздела 9 2 раздела XX Налогового кодекса Украины после достижения налогового компромисса такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.

    Вопрос №12. О налоге на доходы физических лиц (НДФЛ)

    Вопрос: Каким образом будет влиять факт применения налогового компромисса на налоговый учет налогоплательщика по аналогичным хозяйственным операциям с теми же контрагентами за период после 01.04.2014 г. и каким образом будет влиять факт применения налогового компромисса физическими лицами – предпринимателями по НДС и их налоговыми обязательствами по НДФЛ по тем же хозяйственным операциям? Будет ли основанием применение налогового компромисса по НДС для проведения внеплановой проверки по вопросам правильности начисления НДФЛ?

    Краткий ответ: Из ответа налоговиков следует, что в процедура согласования налоговых обязательств по НДС не является основанием для доначисления сумм по НДФЛ, однако четкого ответа на вопрос налоговики не дали.

    Пунктом 9 подраздела 9 2 раздела XX НКУ установлено, что в случае достижения налогового компромисса проверки относительно налога на прибыль предприятий и/или НДС по уточненным операциям в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся. Вместе с этим, общий порядок проведения документальных проверок, а также перечень материалов, которые являются основаниями для выводов во время проверок, определено главой 8 НКУ. Однако в НКУ не определены основания для проведения проверок по вопросам правомерности формирования НДФЛ, таких как применение налогоплательщиком налогового компромисса по НДС. Кроме того, сам по себе уточняющий расчет, перечень (описание) хозяйственных операций и заявление, которые предприниматель (ФЛ-П) принял решение представить, не является основанием для осуществления выводов и определения контролирующим органом денежных обязательств по НДФЛ по результатам документальных проверок.

    Вопрос №13. Об оформлении результатов проверок при использовании налогового компромисса

    Вопрос: Какой именно документ составляется по результатам такой проверки: акт или справка?

    Краткий ответ: По итогам проведенной проверки с целью согласования сумм налоговых обязательств при достижении налогового компромисса может быть составлен акт (при наличии правонарушений) или справка (при правильном определении сумм налогового обязательства)

    Пунктом 3 подраздела 9 2 раздела XX НКУ определено, что подача налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, относительно которых не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки согласно процедуре налогового компромисса. Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по НДС, в пределах процедуры достижения налогового компромисса. В случае выявления нарушений налогоплательщиком составляется акт, принимается ПУР, уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренному п. 2 подраздела 9 2 раздела XX. В случае отсутствия таких нарушений ГФС составляет справку, что подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющих расчетах.

    Вопрос №14. О проведении проверки периодов, которые ранее проверялись

    Вопрос: Возможно ли проведение документальной проверки за отчетные налоговые периоды, которые были охвачены проверками раньше?

    Краткий ответ: Да, возможно, по решению налогового органа, согласно п. 3 подраздела 92 раздела XX “Переходные положения” НКУ.

    При подаче налогоплательщиком уточняющего расчета и заявления о компромиссе после завершения документальной проверки, которая не связана с применением процедуры достижения налогового компромисса, и составления акта по результатам такой проверки (или во время составления акта) к принятию налогового уведомления-решения, контролирующий орган в порядке, предусмотренном п. 3.5 этих Методических рекомендаций, на протяжении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета и указанного заявления принимает решение относительно необходимости (или отсутствия необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.

    При подаче налогоплательщиком уточняющего расчета и заявления о компромиссе во время проведения документальной проверки, которая не связана с применением процедуры достижения налогового компромисса, контролирующий орган в порядке, предусмотренному п. 3.5 этих Методических рекомендаций, на протяжении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета и заявления о компромиссе, принимает решение относительно необходимости (или отсутствия необходимости) проведения документальной внеплановой проверки.

    При принятии решения относительно необходимости (или отсутствия необходимости) проведения документальной внеплановой проверки согласно п. 3 подраздела 92 раздела XX “Переходные положения” НКУ учитываются (при наличии возможности) предварительные выводы документальной проверки, которая проходит на предприятии и не связанная с применением процедуры достижения налогового компромисса.

    В случае принятия контролирующим органом решения об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки в пределах процедуры достижения налогового компромисса, сумма налоговых обязательств по результатам проверки, которая проходит на предприятии, определяется без учета сумм налоговых обязательств, относительно которых был достигнут налоговый компромисс по поданным уточняющим расчетам.

    В случае принятия контролирующим органом решения о необходимости проведения проверки, проводится документальная внеплановая проверка в пределах процедуры достижения налогового компромисса (отдельная проверка).

    Вопрос №15. Об основаниях для доначисления сумм налогов контролирующим органом

    Вопрос: Законом установлено, что плательщик, который решил воспользоваться налоговым компромиссом, подает уточняющий расчет, в котором “определяет сумму завышения налогового кредита”. Есть ли основания у инспекции не согласиться с заявленными суммами для применения налогового компромисса в случае, если налогоплательщиком был сформирован налоговый кредит от плательщика, который выступил транзитером налоговой выгоды (то есть товары/услуги были предоставлены, но кредит транзитером сформирован от налоговой ямы) и с которым отсутствуют расхождения и отсутствуют ничтожества?

    Краткий ответ: В случае установления фактов неполного отображения хозяйственных операций,  может быть составлен акт проверки и принято соответствующее налоговые уведомление-решение.

    Согласно п. 4 подраздела 9 2 раздела XX Кодекса уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета согласно этому подразделу не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

    В случае установления фактов неполного отображения хозяйственных операций, по которым поданы уточняющие расчеты, сравнительно с данными информационных систем, имеющейся надлежащей допустимой доказательной базы относительно наличия нарушений, по этим операциям может быть составлен акт проверки и принято соответствующее налоговые уведомление-решение.

    Вопрос №16. О признании “ошибок” в расходах будущих отчетных периодах

    Вопрос: Какой порядок достижения налогового компромисса и отображения его при оформлении соответствующих материалов проверки при условии подачи субъектом хозяйствования заявления о компромиссе по НДС и налогу на прибыль в случае, если суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учтены в составе НК (например, как авансы 2013 года), однако еще не отнесены в состав расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения указанного периода и будут включаться в состав расходов в будущих отчетных периодах?

    Краткий ответ: нет повода для достижения налогового компромисса

    Налоговый компромисс может быть распространен исключительно на факты занижения налоговых обязательств, указанных в уже поданных декларациях по налогу на прибыль и НДС. Поэтому в материалах проверок могут быть отображены лишь эти факты.

    Вопрос №17. О причинах отказа в достижении компромисса

    Вопрос: Подпунктом 3.5 п. 3 Методических рекомендаций предусмотрена возможность принятия решения контролирующим органом о проведении документальной внеплановой проверки в случае подачи уточняющих расчетов.

    При этом г. 3.8 п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что документальная внеплановая проверка проводится исключительно в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям (взаимоотношениям), по которым налогоплательщиком поданы уточняющие расчеты.

    Является ли основанием для отказа в предоставлении налогового компромисса подача налогоплательщиком уточняющего расчета с определением завышения расходов или налогового кредита исключительно по взаимоотношениям с одним рискованным контрагентом при наличии в указанном налоговом периоде взаимоотношений с другими контрагентами, относительно которых есть информация о невыполнении обязательств относительно уплаты налогов, и имеются признаки фиктивности?

    Краткий ответ: Нет.

    Предусмотренная Законом процедура налогового компромисса предоставляет право налогоплательщику подать уточняющие расчеты и уплатить 5 % сумм заниженных налоговых обязательств по соответствующим хозяйственным операциям, которые он отмечает в перечне (описании) операций, которые включаются в уточняющий расчет, и не предусматривает отказ контролирующего органа в достижении налогового компромисса лишь в связи с тем, что налогоплательщиком был откорректирован налоговый кредит по операциям с отдельными субъектами хозяйствования.

    Вопрос №18. О форме уточняющего расчета

    Вопрос: Какой порядок принятия уточняющих расчетов, поданных плательщиками согласно требованиям п. 1 подраздела 9 2 раздела XX “Переходные положения” Кодекса до утверждения новой формы уточняющего расчета? По состоянию на 30.01.2015 г. поданный вместе с заявлением уточняющий расчет автоматически проводится по корреспондентскому личному счету плательщика за датой его подачи, что приводит к возникновению налогового долга, начисление пени и штрафным санкциям вне корреспондентского лицевого счета плательщиков.

    Краткий ответ: Налоговую декларацию по форме, утвержденной на день подачи.

    Как определено в заявке к техническому обеспечению, уточняющие расчеты, поданные в процессе налогового компромисса вместе с заявлением, будут получать особый статус “налоговый компромисс (НК)”. Такие уточняющие расчеты будут проводиться к программе учета взаиморасчетов с налогоплательщиками лишь после процедуры согласования, по дате предельного срока уплаты суммы согласно налоговому компромиссу.

    Уточняющие расчеты, поданные в процессе налогового компромисса, но без установления особого статуса “Налоговый компромисс (ПК)”, и проведенные по лицевому счету датой их подачи, подлежат выводу с такого счета датой внесения соответствующих изменений в программный обеспечение на основании перечня плательщиков, предоставленного подразделениям налогообложения юридических лиц и доходов и сборов с физических лиц.

    Вопрос №19. О компаниях в стадии ликвидации

    Вопрос: Будет ли применяться налоговый компромисс для предприятий, которые ликвидируются?

    Краткий ответ: Да. Закон не предусматривает ограничений для отдельной категории плательщиков.

    Вопрос №20. Об очередности погашения задолженности

    Вопрос: В случае наличия налогового долга по НДС и налогу на прибыль, подача заявления о компромиссе и уточняющего расчета со следующей уплатой налогового обязательства, денежные средства могут быть зачислены в счет погашения налогового долга? (Согласно п. 131.2 ст. 131 НКУ при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачены таким налогоплательщиком, в первую очередь зачисляются в счет погашения налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга, средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь зачисляются в счет пени).

    Краткий ответ: Подача заявления о налоговом компромиссе не влияет на применение указанной нормы. Уплаченная сумма зачисляется в счет погашения обязательств по общему правилу согласно п. 131.2 ст. 131 НКУ

    Согласно ст. 131.2 ст. 131 Налогового кодекса Украины при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые платит такой налогоплательщик, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, которые платит такой налогоплательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь зачисляются в счет пени.

    Если налогоплательщик не выполняет установленной этим пунктом очередности платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), контролирующий орган самостоятельно осуществляет такое распределение такой суммы в порядке, определенном этим пунктом.

    Подача заявления о налоговом компромиссе не влияет на применение указанной нормы. Если плательщик оплачивает сумму денежного обязательства в результате применения налогового компромисса, но при этом имеет налоговый долг по налогу на прибыль, НДС, то уплаченная сумма будет зачислена в погашение налогового долга по указанным налогам в календарной очередности возникновения такого долга.

    При этом, для отдельного отображения в учете уплаченных в результате налогового компромисса сумм налога на прибыль, НДС вводятся новые коды операций, а именно:

    • “Уплата денежного обязательства по уточняющим расчетами в случае применения налогового компромисса”;
    • “Уплата денежного обязательства по налоговым уведомлениям-решением в случае применения налогового компромисса”.

    Аналогичные коды видов уплаты будут использоваться налогоплательщиками при заполнении реквизита “Назначение платежа” расчетных документов при уплате налога на прибыль, НДС по результатам налогового компромисса. Коды будут использоваться после утверждения Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, ЕСВ, осуществление бюджетного возмещения НДС, возврат ошибочно или чрезмерно уплаченных средств (вместо приказа Миндоходов от 22.10.2013 г. N 609).

    Вопрос №21. О неплательщиках НДС

    Вопрос: Имеет ли право воспользоваться процедурой применения налогового компромисса лицо, которое исключено из Реестра плательщиков НДС, путем подачи уточняющего расчета за периоды, когда оно было зарегистрированным плательщиком НДС?

    Краткий ответ: Нет

    Лицо, которое не является плательщиком НДС, не имеет права подавать уточняющие расчеты за предыдущие отчетные периоды, в том числе в рамках налогового компромисса, поскольку подавать уточняющие расчеты и применять налоговый компромисс может лишь налогоплательщик. Лицо, которое не является плательщиком НДС, не может подавать налоговую отчетность (кроме случаев подачи налоговой отчетности за последний отчетный период, в котором была аннулирована регистрация плательщиком НДС).

    Вопрос №22. Об отрицательном остатке по НДС

    Вопрос: Плательщиком подан уточняющий расчет с заявлением о компромиссе согласно п. 1 подраздела 9 2 раздела XX “Переходные положения” Кодекса. В Уточняющем расчете плательщиком уменьшен налоговый кредит и задекларированы положительные начисления по НДС по строке 18 налоговой декларации по НДС, которые частично зачислены отрицательным значением из строки 21 налоговой декларации по НДС. В строке 25 налоговой декларации по НДС определено 5% от суммы заниженного налогового обязательства. Как определить налоговые обязательства по НДС согласно процедуре налогового компромисса в приведенном примере в случае наличия у налогоплательщика остатка отрицательного значения предыдущих периодов (строки 19 и 24 налоговой декларации по НДС)? Найдет ли отображение налоговый компромисс в остатке отрицательного значения и каким образом?

    Краткий ответ: Нет.

    Нет, не найдет отображения в текущей отчетности. Налогоплательщик с целью применения налогового компромисса обязан уплатить в бюджет суммы налоговых обязательств, определенных им в уточняющем расчете, который подан исключительно в рамках такого компромисса, независимо от наличия у него отрицательного значения сумм налога (бюджетного возмещения) в текущем отчетном периоде.

    Вопрос №23. Об отрицательном значении по налогу на прибыль и авансовых взносах по налогу на прибыль

    Вопрос: По результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году плательщиком на прибыль задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (убытки) – строка 7. Эта сумма убытков перенесена в строку 06.5 декларации по налогу на прибыль за 2013 г. Согласно поданному заявлению о компромиссе и уточняющему расчету за 2012 год плательщиком уменьшена сумма расходов, что повлияло на перекрытие убытков и начисление суммы налога на прибыль.

    Учитывается ли отрицательное значение объекта налогообложения из налога на прибыль за 2012 год при определении суммы налоговых обязательств в уточняющем расчете, указанному в заявлении о компромиссе? Кроме того, подавать ли плательщику уточняющую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой учтено отрицательное значение объекта налогообложения 2012 года?

    Краткий ответ: Да.

    В случае подачи уточняющего расчета для целей применения налогового компромисса за налоговый (отчетный) период, по результатам которого задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения (в этом случае – за 2012 год), налогоплательщик в таком уточняющем расчете определяет налоговые обязательства в размере 5 % от суммы заниженного налогового обязательства за такой период.

    При этом налогоплательщику нужно подать уточняющую налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год (следующие отчетные (налоговые) периоды) с целью корректировки неправильно определенного показателя отрицательного значения объекта налогообложения за 2012 год. В случае, если субъект хозяйствования был плательщиком авансовых взносов по налогу на прибыль, он обязан определить и уплатить 5 % от заниженного налогового обязательства по уплате авансовых взносов по налогу на прибыль за каждый месяц просрочки.

    Вопрос №24. Об обязанности подачи заявления о применении налогового компромисса

    Вопрос: Законом Украины от 25.12.2014 г. N 63-VІІІ не предусмотрено подачи плательщиками заявлений о налоговом компромиссе, тогда как согласно Методическими рекомендациям подача заявления является обязательным, возникает вопрос: обязательна ли подача плательщиком указанного заявления для достижения налогового компромисса?

    Краткий ответ: Да. Заявление необходимо для идентификации уточняющих расчетов, поданных для применения процедуры налогового компромисса.

    Подача плательщиком заявления для достижения налогового компромисса есть обязательным условием согласно п. 7 Закона. Относительно заявления о компромиссе, оно необходимо для идентификации уточняющих расчетов, поданных для применения процедуры налогового компромисса.

    Вопрос №25. О повторном уточнении показателей

    Вопрос: Имеет ли право плательщик уточнять показатели налоговой декларации за один и же период несколько раз?

    Краткий ответ: Да. Нормами Кодекса не ограниченно плательщика в количестве уточнений за один отчетный период.

    Вопрос №26. О достижении налогового компромисса в разрезе разных отчетных периодов по НДС и налогу на прибыль

    Вопрос: Законом определено, что налоговый компромисс применяется за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных ст. 102 НКУ. Налогоплательщик, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса за такие налоговые периоды, имеет право представить соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС. В случае корректировки плательщиком налогового кредита по НДС за неполный календарный год (например, январь – июнь 2013 года) соответствующее корректировки расходов по налогу на прибыль определяются путем подачи уточняющей декларации за процедурой налогового компромисса в целом за весь базовый налоговый период – год (2013 год). Считается ли налоговый компромисс по налогу на прибыль за 2013 год достигнутым к целому году или только за те месяцы, за которые поданы уточняющие расчеты по НДС?

    Возникает ли такая необходимость относительно подачи дополнительного уточняющего расчета по налогу на прибыль в случае корректировки налогового кредита по НДС за другие месячные периоды этого же года и в дальнейшем – относительно возможности проведения проверки по налогу на прибыль за 2013 год с учетом требований п. 9 Закона: “В случае достижения налогового компромисса проверки относительно налога на прибыль предприятий и/или НДС по уточненным операциям в следующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся”.

    Краткий ответ: Налоговый компромисс считается достигнутым по операциям, определенным в уточняющем расчете. Предприятие имеет право подать несколько уточняющих расчетов к одной налоговой декларации в рамках достижения налогового компромисса.

    В этом случае налоговый компромисс полагается достигнутым по налогу на прибыль не в целом за 2013 год, а лишь по уточненным операциям. В случае, если в дальнейшем выявлено завышение затрат по другим операциям в 2013 году, заниженные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль могут быть также уточнены в рамках налогового компромисса. То есть налогоплательщик имеет право представить еще один уточняющий расчет к налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2013 год. В противоположном случае контролирующий орган имеет право самостоятельно доначислить соответствующие суммы налоговых обязательств.

    Вопрос №27. О применении компромисса к доначисленным суммам во время проверки

    Вопрос: Согласно п. 5 подраздела 9 2 раздела XX “Переходные положения” НКУ и п. 3.8, 3.9 Методических рекомендаций, если по результатам документальной внеплановой проверки выявляются нарушения, то составляется акт проверки и направляется налоговое уведомление-решение на всю сумму денежного обязательства. При этом, налогоплательщик платит налоговое обязательство по ПУР в размере 5 % от суммы налога, как это предусмотрено п. 2 подраздела 9 2. Следует ли из данных положений, что если по результатам проверки доначисленные налоговые обязательства в сумме большей, чем заявлено плательщиком, то налоговый компромисс применяется ко всей сумме установленного документальной проверкой занижения?

    Краткий ответ: Для достижения налогового компромисса налогоплательщик должен уплатить 5 процентов от суммы, указанной в ПУР.

    Согласно п. 5 подраздела 9 2 раздела XX НКУ налогоплательщик платит налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчетах и/или налоговом уведомлении-решении, в размере 5% от суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС для применения налогового компромисса.

    То есть если в налоговом уведомлении-решении доначисленная сумма налоговых обязательств по НДС или налогу на прибыль больше, чем указано налогоплательщиком в уточняющем расчете, то для достижения налогового компромисса налогоплательщик должен уплатить 5 % от суммы, указанной в ПУР.

    Вопрос №28. О компромиссе для сельхозпроизводителей

    Вопрос: Как должны подавать уточняющие расчеты сельскохозяйственные предприятия, которые являются субъектами специального режима налогообложения, определенного ст. 209 НКУ, и подают отдельную декларацию по результатам такой льготной деятельности?

    Краткий ответ: для сельхозпроизводителей налоговый компромисс не действует.

    Процедура достижения налогового компромисса состоит в уплате уточненных налоговых обязательств в бюджет. Поскольку по налоговой декларации, которая подается по результатам применения специального режима налогообложения в сфере сельского хозяйства, суммы НДС в бюджет не платятся, уточняющие расчеты в рамках налогового компромисса к такой декларации не может быть поданы.


    Список сокращений

    ГФСУ – государственная фискальная служба Украины

    Миндоходов – министерство доходов и сборов

    НКУ – налоговый кодекс Украины

    ВАСУ – высший административный суд Украины

    ПУР – предварительное уведомление-решение

    НДФЛ – налог на доходы физических лиц

    НДС – налог на добавленную стоимость

    НО – налоговое обязательство

    НК – налоговый кредит

    Поделиться




    unifinance

    Информационно-консультационный департамент

    Комментировать

    

    Подпишитесь на новости

      Позвонить нам