close

    Криптовалюты в законе. Про что Законопроект №3637.

    8 сентября 2021 года был принят проект закона “О виртуальных валютах” (Законопроект №3637 от 11.06.2021 года) именуемый в народе “законопроект о биткоине” – попытка отбелить оборот криптовалют.

    Данный законопроект – это первое упоминание в современной правовой системе Украины о криптовалютах и по мнению автора – шаг навстречу будущему. Попытка быть первыми в перечне стран, кто признает и криптовалюты как явление в целом, и дает инструменты для построения бизнеса связанного с виртуальными активами (далее по тексту – “ВА”)

    Изначально отмечу, что закон рамочный, приводит основные определения, классификацию виртуальных активов, однако не содержит конкретики в многих вопросах, связанных с оборотом и использованием криптовалют, например нет упоминаний о налогообложении.

    В этом материале я кратко приведу основные ампекты, которые по моему мнению стоит знать о законе в первом его приближеии, а в конце постараюсь предугадать, какие налоги могут быть предложены законодателем”

     

    Криптовалюта – нематериальное благо

    Законопроектом вводится понятие виртуальный актив, которым определяются все типы/виды вируальных валют (криптовалют), которые существуют на сегодня. Сухим канцелярский языком, виртуальный актив это:

    Виртуальный актив – нематериальное благо, которое является объектом гражданских прав, имеет стоимость и выраженное совокупностью данных в электронной форме. Существование и оборотоспособность виртуального актива обеспечивается системой обеспечения оборота виртуальных активов. Виртуальный актив может удостоверять имущественные права, в частности права требования на другие объекты гражданских пра

    пп. 1 п. 1 Статьи 1 Раздела 1 Законопроекта №3637 от 11.06.2020 года

    Никаких других понятий цифровых и/или виртуальных валют, включая «криптовалюта» или типов/названий криптовалют законом не определено. Основное понятие, которым стоит оперировать при упоминании любого вида (типа, разновидности) криптовалют – «виртуальный актив»

    При классификации криптовалют были предложения признать их все же финансовым инструментом (его разновидностью) однако, по заверению авторов, в ходе дискуссий с Минфином все же было принята классификация “нематериальное благо”.

     

    Когда применим

    Под действие закона подпадают финансовые операции с ВА в следующих случаях:

    1. Администрирование ОВА/НВА: выпуск, обмен/продажа если одна из сторон сделки – резидент Украины;
    2. Стороны определили Украину как страну, право (законодательство) которой применяется к сделке;
    3. Если покупатель или обе стороны сделки – резиденты Украины.

     

    Для кого закон

    Анализируя нормы законопроекта можно сделать вывод, что в целом закон нацелен на профессиональных игроков рынка – поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных валют, а не на конечного частного инвестора, который осуществляет операции с ВА в своих интересах.

    Под профессиональными игроками я имею в виду поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА – юридических лиц, которые производят в интересах третьих лиц один или несколько видов деятельности:

    • Хранения или администрирования ВА или ключей ВА;
    • Обмен ВА;
    • Перевод ВА;
    • Предоставление посреднических услуг, связанных с ВА

    Другими словами, приобретая или продавая биткоин (или любой другой альткоин) для себя, вы не осуществляете лицензируемую деятельность (об этом чуть ниже), а оказывая услуги третьим лицам и получая за это вознаграждение и/или комиссию – вы обязаны придерживаться нор данного закона т.к. осуществляете лицензионную деятельность.

    Поставщиком услуг, связанных с оборотом ВА, может быть только финансовое учреждение (банки, небанковские финансовые учреждения) с положительной деловой репутацией. Не может быть поставщиком услуг, связанных с оборотом ВА, юридическое лицо зарегистрированное и/или имеющее связи РФ (страной агрессором) в любом проявлении.

     

    Классификация ВА

    Закон вводит понятие обеспеченных и необеспеченных виртуальных активов.

    Необеспеченные виртуальные активы (НВА) Обеспеченные виртуальные активы (ОВА)
    ВА, не удостоверяет никаких имущественных или неимущественных прав. По сути – это и есть криптовалюты Bitcoin etc.

    ВА, удостоверяющий имущественные права, в частности права требования на другие объекты гражданских прав

    Объектом обеспечения ВА есть другой объект гражданских прав, права требования на который удостоверяет такой ВА.

    Объект обеспечения ВА определяется сделкой, согласно которой такой ВА создан.

    Имущественные права, в частности права требования на объект обеспечения ВА передаются приобретателю такого ВА

      ОВА могут быть обеспечены валютными ценностями (ОВА (ВЦ)) или ценными бумагами (ОВА (ФИ)).

     

    Лицензии

    По аналогии с банковской сферой, а именно с данной сферой больше всего есть перечсечений у ериптодеятельности, деятельность поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, допускается исключительно при условии получения разрешения (лицензии) на оказание услуг, связанных с оборотом ВА.

    Лицензия выдается на предоставление каждого отдельного вида услуг: хранение ключей, обмен/перевод ВА, посредничество.

    Стоимость лицензии зависит от места регистрации поставщика и установлена в следующих размерах:

    Услуга (тип лицензии)

    Поставщик резидент Украины

    Поставщик нерезидент

    Хранение или администрирования ВА или ключей ВА

    8 000 НМДГ*

    136 000 грн.

    40 000 НМДГ*

    680 000 грн.

    Обмен ВА

    5 000 НМДГ

    85 000 грн.

    25 000 НМДГ*

    425 000 грн.

    перевод ВА

    5 000 НМДГ

    85 000 грн.

    25 000 НМДГ*

    425 000 грн.

    Предоставление посреднических услуг, связанных с оборотом ВА

    4 000 НМДГ

    68 000 грн.

    20 000 НМДГ*

    340 000 грн.

    Плата за лицензии взымается ежегодно

    Сведения о поставщиках услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, вносят в Государственный реестр поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов. Реестр должен быть разработан и утвержден Кабмином.

     

    Финмониторинг

    Поставщики услуг, связанных с оборотом ВА являются субъектами первичного финмониторинга и при осуществлении операций с ВА обязаны соблюдать требования, закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (Далее – “закон о финмониторинге”)

    Законопроектом вноятся изменения в закон о финмониторинге, определена специфическая норма мониторинга финансовых операций с использованием ВА. Так мониторингу подлежат финансовые операции (или совокупность однотипных операций) с ВА на сумму, равную или превышающую 30 000 гривен (или эквивалент в валюте по курсу НБУ)

     

    Контроль

    Государственное регулирование оборота ВА, в частности утверждении порядка выдачи разрешений поставщикам услуг, связанных с оборотом ВА, осуществляется Кабинетом Министров Украины.

    Органы государственной власти, осуществляют в пределах своих полномочий государственное регулирование в сфере оборота финансовых ВА:

    ОВА (ВЦ) – НБУ;

    • НБУ устанавливает ограничения по обмену ВА на валютные ценности в соответствии с введением НБУ мер защиты в соответствии с Законом Украины “О валюте и валютных операциях»

    ОВА (ФИ) – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР)

    • определяет перечень ценных бумаг и деривативных финансовых инструментов, на которые может осуществляться обмен ОВА (ФИ)
    • Определяет перечень ценных бумаг и деривативных финансовых инструментов, которые могут быть обеспечением ОВА (ФИ)
    • Согласовывает для поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, правила обмена ОВА (ФИ)

    Не забыл законодатель и о штрафах за нарушение закона. Вот, что предусмотрено законопроектом

    Нарушение

    Штраф

    1

    Осуществление деятельности, имеющей признаки деятельности поставщика услуг, связанной с оборотом ВА, без получения разрешения на оказание услуг, связанных с оборотом ВА

    от 2 000 до 7 000 НМДГ*

    34 000 – 119 000 грн.

    2

    Совершение поставщиком услуг, связанных с оборотом ВА, иной деятельности, определенной пунктом 7 части первой статьи 1 настоящего Закона, чем та, на которую таком поставщику предоставлено разрешение согласно сведениям Государственного реестра поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА

    от 1 000 до 5 000 НМДГ 17000 – 85000 грн.

    3

    Предоставление заведомо ложной или недостоверной информации в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на предоставление услуг, связанных с оборотом ВА

    от 500 до 1000 НМДГ

    8 500 – 17 000 грн.

    4

    нарушение сроков представления Регулятору**, информации об изменении сведений, внесенных в Государственный реестр поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА

    до 1000 НМДГ

    До 17 000 грн.

    5

    Непредставление или представление не в полном объеме поставщиками услуг, связанных с оборотом ВА, отчетности и информации и/или представление недостоверной информации Регулятору.

    За действия, совершенные повторно в течение года

    до 1000 НМДГ

    До 17 000 грн.

    до 2000 НМДГ

    До 34 000 грн.

    6

    невыполнение или несвоевременное выполнение распоряжений Регулятора, об устранении нарушений законодательства в сфере оборота ВА

    от 1 000 до 5 000 НМДГ 17000 – 85000 грн.

    Санкции, предусмотренные статьей 20 Закона (приведены в таблице), применяются в отношении нарушений, совершенных после окончания истечения трех месяцев с даты внедрения Государственного реестра поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА

    Штрафы не то, что бы большие, учитывая оборот криптовалют в природе, но не то, чтобы маленькие, учитывая неопределенность и полное отсутствие понимания некоторыми контролерами что такое криптовалюта в целом.

     

    Налоги

    Как было отмечено ранее, Законопроект не устанавливает правил налогообложения доходов от операций с ВА (криптовалютами).

    Вместе с тем, депутаты заложили возможность “долго думать о налогах” и определили в переходных положениях, что закон вступает в силу со дня вступления в силу закона Украины о внесении изменений в НКУ относительно особенностей налогообложения операций с ВА, но не ранее дня опубликования настоящего Закона п. 1. Раздела VI Переходных положений.

    Другими словами: нет пларил налогообложения – нет закона о виртуальных активах. Бесспортно – уравнение правильное.

    Несмотря на отсутствие правил налогообложений операций с виртуальными валютами, анализируя сложившуюся практику налогообложения приведу несколько гипотиз какими могут быть налоги для криптоиндустрии:

    1. Обложение при выводе в фиат. (Аналогия с налогом на выведенный капитал). В таком случае, налог будет удерживаться из суммы выведенных с инвест счета  денежных средств. Не выводите, все реинвестируете или получили убыток – налоги не платите.
    2. Инвестиционный налог. Облагается доход по конкретной сделке (пулу сделок с конкретным активом). Аналогия с налогообложением инвестиционной прибыли, акций. В таком случае облагать налогом нужно будет положительную разницу стоимости приобретения и стоимости продажи криптовалюты. Если сделка минусовая – налог не уплачивается, убылок переноситься на следующиц год и/или отчетный период.
    3. Налоги “по балансу”. Облагается переоцененная стоимость актива, который находится в распоряжении инвестора (на балансе) – разница стоимостей актива по курсу НБУ на начало и конец отчетного периода (Аналогия с валютными операциями, переоценкой валюты)
    4. Бухгалтерская прибыль. Учет приобретения/переоценки и продажи актива по принципам бухгалтерского учета. [маловероятно]

     

    Выводы

    1. Закон рамочный. В ближайшем будущем стоит ожидать изменения правил игры.
    2. Закон имеет фокус на бизнес, а не на частного инвестора, что в итоге даст возможность добровольного (а не принудительного) декларирования доходов.
    3. Нет конкретики с налогами. Положительный фактор – закон вступает в действие только при принятии таких поправок в Налоговый кодекс Украины о налогообложений операций с ВА.
    4. Сумма пороговых транзакций для финансового мониторинга низкая, что приведет к массовому мониторингу операций с ВА, усложнит транзакции, отпугнет инвестора.
    5. Организационные требования для бизнеса – осуществление деятельности только финкомпаниям, а также контроль операций со стороны НБУ и НКЦБФР приравнивает такую деятельность к банковской, что усложняет ведение бизнеса.

    Вместе с тем, существуют открытые вопросы, ответы на которые, по моему мнению, существенно повлияют на легализацию криптобизнеса

    1. Как будет определяться база налогообложения при самостоятельном майнинге? Как подтвердить себестоимость?
    2. Как будет подтверждаться приобретение/майнинг (себестоимость) актива, каким образом, типом документа?
    3. Как будет проходить проверка деклараций в случае добровольного декларирования Пользователем доходов от криптодеятельности?
    4. Финмониторинг. Как доказать наличие ранее имевшихся активов?

     

    В итоге всего сказанного, мы имеем хороший базовый инструмент, который должен стать стартом в изменении правил игры, легализации криптодеятельности. Вместе с тем, существую нерешенные вопросы и дискуссии в обществе, среди простых инвесторов и профессиональных игроков рынка.Есть много надежд и скептицизма.

    А пока ждем, что ответит законоадтель и какую цену в виде налогов попросит за возможность купить квартиру за биткоины.

     

    Поделиться




    Alexander Korzh

    Управляющий партнер

    Комментировать

    

    Подпишитесь на новости

      Позвонить нам