Дайджест законодательства. Август 2016
В наше время в законодательстве Украины каждый месяц происходят перемены. Меняются налоговые правила, вводятся новые налоги или меняется порядок начисления и уплаты старых. Август 2016 года не стал исключением. Основными налоговыми новшествами смело можно считать опубликованный Минфином проект налоговой реформы в текущей редакции которого предложено внести существенные изменения в ряд налогов. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор законодательных изменений, которые произошли в августе 2016 года, а также могут быть приняты в ближайшем будущем.
НДС
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2016 ЗАКОНОПРОЕКТ ОТ 09/08/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НКУ”
Законопроектом предусматривается:
- Предоставить права плательщику НДС регистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки в ЕРНН в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств (сейчас 180 дней);
- Внести обязательное указание кода УКТ ВЭД на все без исключения товары с отображением первых четырех цифр;
- Ввести новый обязательный реквизит для услуг: в налоговой накладной будут отображаться первые четыре цифры кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг.
Налог на прибыль
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2016 ЗАКОНОПРОЕКТ ОТ 09/08/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НКУ”
Законопроектом предложено ввести ряд изменений в части начисления и уплаты налога на прибыль.
Налоговые каникулы
До 31/12/2021 года установить нулевую ставку для плательщиков налога на прибыль, которые соответствуют следующим критериям:
- Доход за последний отчетный год не превышает 3 000 000 гривен;
- Размер начисленной заработной платы работников (за каждый месяц) не ниже двух минимальных заработных плат.
Дополнительно для использования налогоплательщиком «налоговых каникул» является одно из следующих условий:
- Зарегистрирован после 01/01/2017 года;
- За последние три года (или за все предыдущие периоды, если с момента регистрации прошло менее трех лет), ежегодный объем доходов не превышал 3 000 000 гривен, а средне учётное количество работников не более 20 человек;
- Был зарегистрирован плательщиком единого налога в период до 01/012017 года. За последний календарный год объем выручки от реализации товаров и услуг не превышал 3 млн. грн, а средне учётное количество работников не более 50 человек.
Не смогут воспользоваться «налоговыми каникулами» плательщики, которые:
- Образованы после 01/012017 года путем реорганизации – слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, приватизации;
- Осуществляют деятельность в сфере развлечений, производства, оптовой продажи, экспорта, импорта подакцизных товаров, производства, оптовой и розничной продажи горюче-смазочных материалов, финансовой и страховой деятельности, оптовой торговли и посредничества в оптовой торговле.
Амортизация
Законопроектом предложено ввести на период с 01/01/2017 года до 31/12/2021 года возможность использования «ускоренной» ставки амортизации ОС – 20% при условии выполнения следующих условий:
- ОС были введены в эксплуатацию с 01/01/2017 до 31/12/2021 года;
- ОС находятся в собственности налогоплательщика и относятся к 3-8 и 16 группам;
- Срок полезного использования ОС составляет не менее 4 лет.
В случае неиспользования ОС в собственной хозяйственной деятельности или предоставления их в аренду, продажи ОС на протяжении четырех лет с даты ввода ОС в эксплуатацию, плательщик налога обязан провести корректировки финансового результата.
Корректирующие разницы
Также законопроектом предложено внести изменения в порядок отображения корректирующих разниц, среди которых:
- Разрешено уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму первоначальной стоимости непроизводственных ОС, нематериальных активов в случае продажи такого объекта, но не выше суммы доходов от такой продажи;
- Разрешено уменьшить финансовый результат на сумму расходов на ремонт, (реконструкцию, модернизацию, другие улучшения) непроизводственных ОС, нематериальных активов;
- Уточнены правовые основания для списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов;
- Расширен список корректировочных разниц, связанных с операциями по реорганизации предприятия.
Акцизный налог
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2016 ЗАКОНОПРОЕКТ ОТ 09/08/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НКУ”
Законопроект предусматривает ряд изменений в раздел VI “Акцизный налог”, а именно:
- Освободить от регистрации плательщиками розничного акцизного налога субъектов хозяйствования, которые осуществляют розничную реализацию топлива в таре до 2 литров и не осуществляют физический отпуск топлива с АЗС и/или ГАЗС;
- Четко определены объекты налогообложения розничным акцизным налогом по ставке 5%: продажа пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и его заменителей субъектами хозяйствования розничной торговли конечному потребителю для личного использования;
- К операциям, подлежащим обложению акцизным налогом отнесены операции по физическому отпуску топлива лицами, которые зарегистрированы плательщиками акцизного налога с реализации топлива, лицам, которые не зарегистрированы такими плательщиками (за исключением операций по реализации сжиженного газа для населения, приобретенного на специализированных аукционах), а также отпуск топлива для собственного потребления и передача топлива плательщиком акцизного налога с реализации топлива третьему лицу по поручению собственника топлива.
ЗАКОН УКРАИНЫ № 1389-VIII ОТ 31/05/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА БЫВШИХ В УПОТРЕБЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ”
Документом установлены сниженные ставки акцизного сбора для импортируемых на территорию Украины автомобилей, бывших в эксплуатации. Вместе с тем, сниженные ставки акцизного налога не применяются для легковых автомобилей, если они:
- Имеют происхождение или ввозятся из РФ и/или с оккупированной территории Украины;
- Изготовлены до 01/012010 года;
- Ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования (в пользу других лиц по гражданско-правовым договорам) в количестве более одного легкового автомобиля в течение календарного года.
Срок действия закона с 01/08/2016 до 31/12/2018 года.
Частные предприниматели
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2016 ЗАКОНОПРОЕКТ ОТ 09/08/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НКУ”
В части регулирования деятельности частных предпринимателей законопроектом разрешено предпринимателям на общей системе налогообложения относить в состав расходов:
- Амортизацию основных средств и нематериальных активов (кроме земельных участков, объектов жилой недвижимости, автомобилей);
- Суммы розничного акцизного налога.
Уточнен перечень расходов, которые не уменьшают налогооблагаемый доход, а именно:
- Расходы, не связанные с деятельностью самозанятого лица;
- Расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и нематериальных активов, которые подлежат амортизации;
- Расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения (земельных участков, объектов жилой недвижимости, автомобилей);
- Суммы налога на добавленную стоимость (кроме предпринимателей, не плательщиков НДС);
- Документально не подтвержденные расходы.
Также определено, что при расчете общего количества работников плательщика единого налога, мобилизованные работники не учитываются.
В части классификации частных предпринимателей законопроектом предусматривается введение новой категории самозанятых лиц – лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью. Условия ведения деятельности для таких лиц следующие:
- Им разрешено заниматься отдельными видами деятельности индивидуально и без наемных работников (розничная торговля, предоставление бытовых услуг населению, занятия традиционными народными промыслами);
- Заниматься такой деятельностью разрешено без регистрации предпринимателем, но с постановкой на учет в налоговой инспекции;
- Объем дохода не должен превышает 250 размеров МЗП на 1 января отчетного года;
- Ставка налога – 10 % от размера МЗП на 1 января отчетного года;
- Уплата налога осуществляется авансовым платежом за месяц, квартал, полгода, год (по выбору плательщика);
- Отчетность – декларация по итогам года.
ВЭД
СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НАЛОГОВЫХ УКЛОНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ
Украина и Малайзия подписали Соглашение об избежании двойного налогообложения. В рамках соглашения предусмотрены следующие ставки налогообложения доходов:
Вид дохода | Ставка налога |
Дивиденды (владение корпоративными правами в размере менее 20%) | 15% |
Дивиденды (владение корпоративными правами в размере 20% и более) | 5% |
Проценты | 10% |
Роялти | 8% |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НБУ № 372 ОТ 18.08.2016 Г. “О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ”
Постановлением отменена обязанность предоставления акта ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра для оплаты импорта услуг нерезиденту. Ранее акт предоставлялся при оплате услуг нерезиденту, в сумме свыше 50 000 евро.
Банковская деятельность
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НБУ № 364 ОТ 02/08/2016 ГОДА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
Национальный банк Украины упростил обмен наличной иностранной валюты, а именно: обмен валют на сумму не превышающую эквивалент 150 000 гривен осуществляется без предоставления документов (паспорта).
Документ вступил в силу 10/08/2016 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НБУ № 365 ОТ 02.08.2016 ГОДА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ НБУ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ»
Постановлением расширен перечень признаков рисковой деятельности банков, утвержденный постановлением Правления НБУ от 17/08/2012 №346. Добавлены следующие действия:
- Участие банка в финансовых операциях, характер или последствия которых дают основания считать, что они могут быть связаны с конвертацией безналичных средств в наличность, осуществлением фиктивного предпринимательства;
- Использование счетов лиц не по назначению;
- Осуществление банком или клиентами банка финансовых операций с использованием похищенных, недействительных документов;
- Проведение операций клиентов банка без документального подтверждения, очевидной экономической целесообразности или без информации о реальных финансовых возможностях клиента на осуществления финансовых операций. Проведение операций в случае несоответствия финансовых операций клиента имеющейся в банке информации относительно его финансового или социального статуса;
- Неоднократное проведение клиентом банка финансовых операций по перечислению средств за границу – авансовых платежей во ВЭД контрактам, в отношении которых банку было известно (могло быть известно), что контрагенты нарушают выполнение, не выполняют условия соответствующих договоров.
Документ вступил в силу 04/08/2016 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НБУ №366 ОТ 04/08/2016 ГОДА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫ-ПРАВОВЫЕ АКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ»
Согласно приказу НБУ покупка, обмен и перечисление банками иностранной валюты по заявке клиента возможна не только на основании предоставленных оригиналов документов, но их бумажных или электронной копий, заверенных ЭЦП и переданных в банк по системе интернет-банк.
Документ вступил в силу 12/08/2016 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №368 ОТ 11/08/2016 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫ-ПРАВОВЫЕ АКТЫ НБУ»
Согласно постановлению НБУ документы для регистрации (внесения изменений) договоров займа с нерезидентом могут предоставляться клиентом в обслуживающий банк в электронном виде.
Документ вступит в силу 18/08/2016.
Социальные стандарты
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УУКРАИНЫ № 31-04110-09-9/21934 ОТ 28/07/2016 ГОДА.
Минфин проинформировал о плановых основных социальных стандартах в 2017 году. Так, размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума на 1 трудоспособного человека составит:
Период | Размер |
С 01/01/17 по 30/04/17 | 1600 грн. |
С 01/05/17 по 30/11/17 | 1684 грн. |
С 01/12/17 по 31/12/17 | 1762 грн. |
ПИСЬМО МИНСОЦПОЛИТИКИ № 11535/0/14-16/13 ОТ 05/08/2016 ГОДА. «О РАСЧЕТЕ НОРМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА 2017 ГОД»
Министерством установлены следующие нормы рабочего времени в 2017 году
Количество рабочих часов в неделе | Количество рабочих часов в году |
40 часов | 1986 часов |
39 часов | 1942,2 часов |
38,5 часов | 1917,3 часов |
36 часов | 1792,8 часов |
33 часов | 1643,4 часов |
30 часов | 1494 часов |
25 часов | 1245 часов |
24 часов | 1195,2 часов |
20 часов | 996 часов |
18 часов | 896,4 часов |
Прочее
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ №364 ОТ 25/05/2016 ГОДА «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА “ЕДИНОГО ОКНА” ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО, ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО, ФИТОСАНИТАРНОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, РАДИОЛОГИЧЕСКОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»
Постановлением утвержден «Порядок информационного обмена между органами доходов и сборов, другими государственными органами и предприятиями по принципу «единого окна» с использованием электронных средств передачи информации». Система “Единое окно” – единая электронная база данных, позволяющая различным службам контроля и таможням в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который проходит через границу Украины, а также о результатах его государственного контроля.
Документ вступил в силу 01/08/2016 года.
ЗАКОНОПРОЕКТ №4030А-1 ОТ 02/08/2016 ГОДА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ УКРАИНЫ (ОТНОСИТЕЛЬНО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ И ВВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕСТ ТОРГОВЛИ ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ)”
Законопроектом предусмотрено введение дополнительных норм ограничений в сфере торговли табачными изделиями, а именно:
- Запретить размещение табачных изделий (в том числе макеты табачных изделий) в местах торговли (кроме специализированных мест торговли и магазинов беспошлинной торговли) таким образом, чтобы они были видимы вне места торговли или потребителям внутри места торговли;
- Специализированное место торговли должно быть размещено в отдельном здании, сооружении с отдельным входом и выходом на улицу или в торговый зал;
- В месте торговли должно быть размещено специальное текстовое предупреждение: «Специализированное место торговли, в котором продаются табачные изделия. Вход лицам до 18 лет запрещен»;
- Запретить продажу любых продовольственных товаров в специализированных местах торговли табачными изделиями.
Законопроектом предложено увеличить в 3 раза стоимость лицензии на право торговли табачными изделиями в специализированных местах торговли.
Также, предложено увеличить штрафы за курение в общественных местах и установить на уровне 255 до 680 гривен (сейчас от 51 до 340 гривен).
Обсудить
За более детальной информацией, а также разъяснениями норм налогового законодательства, пожалуйста, свяжитесь с консультантами компании “Юнифинанс” любым удобным способом
unifinance
Информационно-консультационный департамент