Налоги 20.16: приняты поправки к Налоговому Кодексу
24 декабря 2015 года депутатам ВРУ удалось найти в себе силы и проголосовать за Законопроект №3688, который вносит изменения в НКУ, касающиеся основных налогов и сборов.
Данный Законопроект сложно назвать налоговой реформой, так как конечный вариант документа существенно отличается от тех проектов, которые были изначально зарегистрированы в ВРУ, и во многом лишь смягчает некоторые нормы налогообложения, не меняя принципиального подхода, но вместе с этим, являются существенными для бизнеса.
Предлагаем вам ознакомиться с основными изменениями в налогообложении, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.
Налог на прибыль
Изменения в части налога на прибыль коснулись следующих норм:
- Авансовые взносы. Отменена обязанности оплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Напомним, согласно действующему законодательству, при достижении годового дохода более 20 миллионов гривен, предприятие обязано уплачивать ежемесячно, авансом 1/12 части задекларированного налога на прибыль, на протяжении следующего года.
 - Налоговые периоды. Вводится обязанность ежеквартальной подачи налоговой декларации по налогу на прибыль для плательщиков с годовым доходом более 20 миллионов гривен (кроме вновь созданных предприятий и сельхозпроизводителей).
 
Ставка налога на прибыль осталась прежняя — 18%.
На наш взгляд, изменения по налогу на прибыль положительные. Праздник абсурда закончен. Дотирование государственного бюджета в виде авансовых платежей прекращено. Зачастую, оплата авансов по налогу приводит исключительно к накапливанию переплаты по налогу на прибыль, а в условиях падения экономики никак не стимулирует субъектов хозяйствования к развитию.
НДС
По НДС также внесен ряд важных изменений, которые нельзя однозначно назвать положительными, а именно:
- Возвращено право покупателю включать суммы НДС, уплаченные в составе приобретенных товаров или услуг (работ) в налоговый кредит по заявлению (жалобе) на поставщика, если последний не выписал и не зарегистрировал налоговую накладную в срок, установленный НКУ;
 - Упразднена норма о ликвидации предприятия плательщиком НДС на основании факта его отсутствия по месту регистрации, юридическому адресу («Стан 9»);
 - Введена норма о создании двух реестров возмещения НДС. Первый — плательщики НДС, у которых объем экспорта составляет 40% от общего объема операций (продаж), второй — все остальные плательщики НДС;
 - Реестр возмещения НДС станет публичным;
 - Отмена всех критериев автоматического возмещения НДС.
 
Также, существенные изменения произошли в части администрирования НДС аграриев. Если раньше 100% сумм НДС поступало на специальный НДС счет, то согласно изменениям суммы НДС будут учитываться в зависимости от вида предприятия, а именно:
| Вид предприятия | Госбюджет | Спецсчет | 
| Свиноводство и птицеводство | 50% | 50% | 
| Скотоводство | 20% | 80% | 
| Растениеводство | 85% | 15% | 
Единый налог
2016 год для предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, пройдет без особых потрясений. Единственными изменениями в части единого налога стало снижения максимального дохода для плательщиков ЕН 3 группы с 20 миллионов гривен до 5 миллионов гривен, и увеличение ставки налога с 2% до 3% для плательщиков НДС, а с 4% до 5% для неплательщиков НДС. Напомним, такие нормы налогообложения дохода действовали для единщиков в 2014 году.
Неприятнным подарком на Новій Год стало повышение ставок единого сельхозналога для аграриев. Так с 2016 года для плательщиков единого налога 4 группы устанавливаются следующие ставки налога:
| Обїект налогообложения | 2015 | 2016 | 
| Единый сельхозналог для пашни (% от нормативной оценки стоимости земли) | 0,45% | 0,84% | 
| Единый сельхозналог для пашни в горных зонах и на Полесье | 0,27% | 0,49% | 
| Единый сельхозналог для теплиц | 3% | 5,4% | 
| Единый сельхозналог для многолетних насаждений | 0,27% | 0,49% | 
| Единый сельхозналог для многолетних насаждений в горных зонах и на Полесье | 0,09% | 0,16% | 
| Единый сельхозналог для земель водного фонда | 1,35% | 2,43% | 
Все остальные нормы законодательства, регулирующие упрощенную систему налогообложения, остались неизменными. Подробнее о них смотрите в таблице в конце статьи
ЕСВ
Положительным изменением в 2016 году станет реальное снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) даже для тех налогоплательщиков, которые воспользовались правом применять понижающий коэффициент в 2015 году.
Основные изменения в начислении и уплате ЕСВ:
- Снижение ставки ЕСВ на ФОТ до 22%. Сейчас 36,76%-49,70% (в зависимости от класса профессионального риска);
 - Отмена обязанности удержания ЕСВ с заработной платы сотрудника. Согласно действующему законодательству ЕСВ удерживался с ЗП сотрудника по ставке 3,6%;
 - Увеличение предельной величины дохода, на которую начисляется налог с 17 до 25 МЗП.
 
Благодаря нововведениям произошло реальное снижение расходов на выплату зарплаты в части уплаты ЕСВ, даже не смотря на увеличение предельной величины дохода, облагаемого ЕСВ.
Для работодателей, у которых доход работников не превышает 34450 грн (максимальная величина, с которой удерживается ЕСВ в 2015 году) экономия очевидна: ниже ставка сбора — меньше начисления. Экономический эффект от снижения ставки для тех сотрудников, у которых размер заработной платы превышает максимальный размер ЕСВ, проиллюстрируем на примере:
Расчет ЕСВ при начислении заработной платы сотруднику с окладом 35 000 грн. (ставка ЕСВ — 36,76%)
| Вид налога | Действующее законодательство | Согласно изменениям | 
| ЕСВ с ЗП | 843,34 | — | 
| ЕСВ на ФОТ | 8611,40 | 7579,00 | 
НДФЛ
Изменения в части НДФЛ коснулись исключительно ставки. Так, в 2016 году доходы, ранее облагаемые по ставке 15% или 20%, будут облагаться по единой ставке в 18%.
Норма о предоставлении работнику налоговой льготы осталась на прежнем уровне — 50% МЗП (не увеличен, как предлагалось правительственным законопроектом). Максимальный размер дохода, при котором работник имеет право на налоговую льготу, а также механизм его расчета также не изменились.
Изменения коснулись порядка налогообложения дивидендов. Так, с 1 января 2016 года полученные дивиденды будут облагаться по двум ставкам, в зависимости от плательщика таких дивидендов, а именно:
- 5% — при получении дивидендов от плательщика налога на прибыль на общих основаниях
 - 18% — при получении дивидендов от плательщика, который уплачивает налог на прибыль по правилам, отличным от общей системы налогообложения
 
Акцизный налог
- Повышение акциза на алкогольные и табачные изделия;
 - Введение электронной системы администрирования акцизного налога на бензин и нефтепродукты (аналог системы электронного администрирования НДС).
 
Налог на недвижимость
В отличии от всех остальных налогов, упомянутых в «реформе», ставка налога на недвижимость не была снижена, а наоборот — повышена. Так, по итогам 2016 года, гражданам и субъектам хозяйствования в чьей собственности есть объекты недостижимости, уплачивать налог необходимо согласно ставок установленных местными советами, но не более 3% МЗП установленной на начало года (ранее 2%)
Транспортный налог
В части транспортного налога также произошли изменения, вот только назвать их положительными вряд ли удастся. Изменения касаются критериев определения базы налогообложения транспортным налогом. Так, если в 2015 году налог уплачивали собственники автомобилей с объемом двигателя более 3 литров, то теперь, этот критерий заменен на стоимостной. Согласно принятому закону, плательщиками транспортного налога являются собственники транспортных средств которые отвечают таким критериям:
- с даты производства не прошло 5 лет;
 - стоимость автомобиля превышает 1 033 500 грн. (около $40 000)
 
По нашему мнению, данное нововведение существенно расширит круг плательщиков налога.
Сравнительная характеристика
Для удобства ознакомления с материалом, данные представим в виде сравнительной таблицы
| налог | Действующие нормы | Новые нормы законодательства | 
| Налог на прибыль | 
  | 
  | 
| НДС | 
 Аграрии (спецрежим): 
  | 
 Аграрии (спецрежим): 
  | 
| Единый налог | 
  | 
  | 
| НДФЛ | 15% Доход не превышающий 10 МЗП (12180 грн) 20% к доходам свыше 10 МЗП  | 
18% Дивиденды: 5%; 18%  | 
| ЕСВ | 
  | 
  | 
| Налог на недвижимость | До 2% от МЗП за каждый м2 | До 3% от МЗП за каждый м2
 25 000 грн. — для квартир с площадью более 300 м2 и домов с площадью более 500 м2  | 
| Транспортный налог | 25 000 грн. — транспортные средства до 5 лет и объемом двигателя более 3000 см3 | 25 000 грн. — транспортные средства до 5 лет стоимостью более 1033 500 грн. | 
Список сокращений:
- НДФЛ — налог на доходы физических лиц
 - ЕСВ — Единый социальный взнос
 - МЗП — минимальная заработная плата
 - ФОТ — фонд оплаты труда
 
Нормативная база
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году»
unifinance
Информационно-консультационный департамент