Уплатили налог не на тот счет. Как вернуть?
В жизни каждого бухгалтера бывают в ситуации, которые никак не опишешь по-другому, кроме как «нелепости». Они мало чем объяснимы, но случаются с каждым из нас.
Узнаете ситуацию: Вы все сделали верно, проверили все счета, сверили их с электронным кабинетом, проверили каждую цифру, но бюджетный платеж, налог, все же «попал» не на тот счет.
Несмотря на то, что ситуация неприятная и зачастую влечет за собой наложение штрафных санкций за несвоевременную уплату налогового обязательства, а налоговая именно так расценивает такие «нелепости», решать ситуацию нужно.
Как бы плохо все ни было, на каждую нелепость существует своё решение. Возможно, не одно, и как же здорово, когда оно найдено своевременно.
Что делать в такой ситуации – поговорим в данной статье.
Одна из самых распространенных ошибок бухгалтеров, которые мы встречаем в своей практике, это когда бухгалтер при пополнении НДС счета компании для увеличения регистрационного лимита вместо электронного НДС счёта ошибочно перечислил средства на бюджетный счёт, т.е. напрямую в бюджет. И вот результат – платёж зачислен на бюджетный счёт НДС (числится, как переплата в раздел взаиморасчётов с бюджетом в электронном кабинете), а сумма лимита не меняется.
Как быть в такой ситуации, как вернуть деньги обратно на текущий счёт в банке?
Согласно п. 43.4 НКУ налогоплательщик подаёт заявление о возврате ошибочно и/или излишне перечисленных денежных обязательств и/или пени в произвольной форме. Однако, не все так просто. В действительности инспектор изначально рассмотрит заявления, поданные в электронной форме (код актуальной формы на дату написания статьи – J1302001), а потом только в произвольной форме.
В заявлении необходимо указать направление перечисления денежных средств:
- на текущий счёт плательщика в банке;
- в счёт оплаты денежного обязательства/налогового долга по другим платежам;
- возврата наличными по чеку в случае отсутствия у плательщика открытого счёта в банке.
Процедура возврата денежных средств технически совсем не сложная. Весь процесс возврата регулирует приказ ГФС №60 от 11.02.2019г. Согласно приказу стоит выполнить следующие действия:
Подаем заявление.
С помощью Медок или сервиса «Электронный кабинет плательщика» подаем заявление установленной формы. Указываем направление «возвратного» платежа из бюджета. ГФС регистрирует заявление в Журнале обработки заявлений на возврат (далее по тексту – Журнал).
Узнаем судьбу заявления.
Рекомендуем позвонить в ГФС в справочную службу отдела администрирования соответственного налога/сбора/платежа, назвать регистрационный номер принятого заявления (указывается в квитанции о принятии заявления) и уточнить, кто конкретно назначен исполнителем по вашему запросу.
Напоминаем о себе
По прошествии нескольких дней связываемся с исполнением, узнаем установлена ли в Журнале отметка о правомерности суммы возврата средств.
Если ответ отрицательный, вы получите письменное уведомление о возврате денежных средств – заказное письмо, направленное на юридический адрес. Такое письмо должно быть направлено ГФС на протяжении 21 дня с момента регистрации заявления.
Если ответ положительный – заявление переходит на следующий уровень проверки на предмет налогового долга. Об этом так-же стоит поинтересоваться у исполнителя, т.к. согласно п. 43.2. НКУ при наличии у налогоплательщика налогового долга возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на банковский счет (или возврата наличными средствами по чеку – процедура не работает), в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке, проводится только после полного погашения такого налогового долга плательщиком налогов.
На практике мы сталкивались с ситуациями, когда плательщик не имеет налогового долга (существующий штраф не начислен, не отражен в карточке налога(ов), зачастую по вине сотрудника ГФС), а налоговая все равно отказывает в возвращении ошибочно перечисленных сумм налогов. Дело в том, что штрафные санкции по некоторым видам налогов выписываются инспекторами вручную, информация по данным штрафам (до момента оформления их инспектором) не отражается в общей информации в карточке налога, т.е. видна исключительно сотрудникам ГФС. Именно поэтому процесс сверки с инспектором и уточнения всех деталей важен для успешного возврата денег из бюджета.
В случае отсутствия налогового долга (о чём так же проставляется отметка в Журнале) – процесс перейдёт на следующий уровень – ГФС передаст данные о возврате денежных средств в Казначейство.
Возврат средств.
При соблюдении всех условий и отсутствии налогового долга у Казначейства есть 5 дней на процедуру перечисления средств, что прямо указано п. 43.5. НКУ: контролирующий орган не позже, чем за пять рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления, готовит заключение о возврате соответствующих сумм средств из бюджета и подает его Казначейству на исполнение. С этого момента остаётся только проверять свой текущий счёт в банке.
В целом процедура занимает 21 день, теоретически. На практике может возникнуть немного другая картина.
После подачи заявления и до его регистрации в Журнале может пройти несколько дней. Сотрудники ГФС в результате загруженности или просто халатности не всегда оперативно выполняют свои должностные обязанности. Иногда получить информацию об исполнителе по вашему заявлению крайне сложно.
Достаточно часто инспектор ГФС (который зачастую есть и исполнителем по вашему запросу) не всегда охотно идёт на контакт и информирует вас о состоянии дел, но рекомендуем быть настойчивыми. Ваша обязанность получить максимум информации от исполнителя.
Сделать это необходимо потому, что в результате наличия пени или штрафов, не отраженных в карточке налога, вы получите отказ в письменной форме на возврат денежных средств, который придет на юридический адрес на протяжении трех недель, а возможно и не придет.
По истечению трех недель вы начнете процедуру возврата заново. За время борьбы с ГФС будут увеличиваться штрафы и пеня. Так, что…
Будьте настойчивы. Действуйте.
Мария Бачинская
Главный бухгалтер
Валентина
25/03/2020 о 21:03