close

    Понижающий коэффициент ЕСВ: новые правила старой игры

    В конце 2014 года законодатель предложил бизнесу новшество, которое ранее не встречалось в украинской практике – понижающий коэффициент ЕСВ.

    Понижающий коэффициент ЕСВ – расчетная величина, на которую работодатель имеет право уменьшить начисленный единый социальный взнос при условии соответствия установленным критериям.

    Данное нововведение должно стимулировать работодателей выплачивать официальные заработные платы, не используя теневые схемы выплат.

    Для вывода из тени заработных плат, законодателем был разработан и принят Закон Украины №771 от 28 декабря 2014 года, вступивший в силу 1 января 2015 года.

    Однако, условия применения понижающего коэффициента были неприменимы для многих плательщиков налогов вследствие чего данным нововведением смогло воспользоваться малое количество плательщиков.

    С целью привлечения большего количества предприятий к применению понижающего коэффициента при расчете заработной платы, правительством были пересмотрены и изложены в новой редакции условия применения коэффициента. 13 марта 2015 года вступил в силу Закон Украины № 2193 от 2 марта 2015,  которым установлены более либеральные критерии к работодателю для применения понижающего коэффициента ЕСВ.

    Рассмотрим более детально основные правила и критерии соответствия для применения коэффициента.

    К каким доходам применяется:

    По видам выплат:

    1. Заработная плата (доход) физического лица, включая премии и дополнительные выплаты;
    2. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
    3. Выплата пособия по временной нетрудоспособности;
    4. Выплата пособия по беременности и родам.

    По характеру трудовых отношений:

    • Основные работники;
    • Работники, выполняющие работы на основании гражданско-правовых договоров;
    • Совместители (внешние и внутренние)

    Критерии применения:

    Коэффициент применяется страхователями, которые соответствуют следующим критериям (подробные определения встречаемых ниже терминов смотрите в алгоритме расчета понижающего коэффициента):

    1. База начисления ЕСВ в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (далее — БН (зл)) увеличилась на 20% и более процентов по сравнению с среднемесячной базой начисления ЕСВ плательщика за 2014 год в расчете на одно застрахованное лицо (далее — СмБН (зл) 2014);
    2. После применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (далее — СП (зл) м) составит не меньше среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год (далее — СмП (зл) 2014);
    3. Количество застрахованных лиц в отчетном месяце, которым начислены выплаты, не превышает 200% среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика в 2014 году (далее — СМК (зл) 2014). Это условие не применяется к плательщикам ЕСВ, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 части первой статьи 4 Закона № 2464, а именно:
      1. физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
      2. дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами.

    Дополнительно, к условиям применения коєффициента стоит отнести размер заработной платы (дохода) который, согласно письму ГФСУ  №22623/6/99-99-17-03-03-15 от 27/10/2015 года, не должен быть ниже минимальной заработной платы. Если хотя бы по одному застрахованному лицу (работнику) осуществляется начисление сумм ЕСВ до размера минимальной заработной платы (кроме доначислений при расчете больничных, отпускных и пособия по беременности и родам), понижающий коэффициент страхователем не применяется вообще.

    Также, коэффициент не применяется к доходам, выплачиваемым в виде:

    1. Денежного обеспечения по ставке 34,7%;
    2. Заработной платы (дохода) работающих инвалидов по ставке 8,41%;
    3. Выплат организаций УТОГ УТОС, прочих организаций инвалидов по ставке 5,3% и 5,5%.

    Коэффициент также не применяется к ставкам ЕСВ удержаний с доходов застрахованных лиц, а именно к ставкам 2%; 2,6%; 2,85%; 3,6%; 6,1%.

    Алгоритм расчета:

    При расчете коэффициента используется следующая формула:

    ПК = СмБН(зл)2014 / БН(зл)

    ПК — понижающий коэффициент.

    СмБН (зл) 2014 — среднемесячная база начисления ЕСВ в 2014 году в расчете на одно застрахованное лицо — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, оплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется единый взнос поделенное на  количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году поделенное на СМК (зл) 2014.

    СМК (зл) 2014 — среднемесячное количество застрахованных лиц плательщика за 2014 год — это суммарное количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в каждом месяце в 2014 году поделенное на количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году;

    БН (зл) — база начисления единого взноса на одно застрахованное лицо за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовому договору — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, оплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется ЕСВ в отчетном месяце в 2015 году поделенный на количество застрахованных лиц плательщика в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты.

    СмП (зл) 2014 — среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в 2014 году — это сумма начисленного единого взноса за 2014 год поделенная на количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году поделенная на СМК (зл) 2014;

    СП (зл) м — средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце — это сумма начисленного ЕСВ в отчетном месяце в 2015 году поделенная на количество застрахованных лиц в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты.

    Также, стоить помнить о том, что:

    • Плательщик ежемесячно рассчитывает величину коэффициента самостоятельно;
    • Если расчетная величина коэффициента меньше 0,4, то применяется коэффициент 0,4;
    • Расчетный коэффициент применяется с округлением до тысячных (указывается с тремя знаками после запятой).

    Период действия:

    До 31 декабря 2015 года применяется коэффициент, определенный согласно алгоритму, указанному выше.

    С 1 января 2016 года – понижающий коэффициент устанавливается на уровне 0,6% для всех плательщиков, соответствующих критериям.

    Несмотря на то, что закон вступил в силу 13 марта 2015 года, коэффициент применяется к расчетам выплат за полный месяц. Плательщик ЕСВ имеет возможность применить понижающий коэффициент, начиная с марта 2015 года.

    Экономическая эффективность

    Для того, чтобы понять выгодно ли данное предложение правительства для бизнеса или нет, необходимо принять во внимание много факторов, в том числе процент ЕСВ, начисляемый на ФОТ, а также дополнительные расходы на выплату заработной платы с учетом специфики ведения бизнеса и схем выплаты заработной платы. Приведем пример расчета заработной платы на простом примере с некоторыми оговорками:

    1. Так как большинство работодателей при заключении трудовых отношений (трудового договора) с работниками оговаривают «чистую» сумму заработной платы (сумму выплаты на руки), считаем правильным сделать оговорку, что расходы на уплату налогов, которые вычитаются из заработной платы, увеличивают фактические расходы на оплату труда работодателя;
    2. В расчете не использовалась ставка НДФЛ 20% для упрощения расчетов;
    3. Общие расходы на выплату заработной платы могут меняться в зависимости от ставки ЕСВ и процента выплаты заработной платы с нарушением норм законодательства.

    Вводные данные (условно):

    • Чистый оклад сотрудника (за вычетом налогов) – 8000 грн.
    • Ставка ЕСВ (ФОТ) – 36,77%
    • Ставка ЕСВ (ЗП) – 3,6%
    • Ставка НДФЛ – 15%
    • Военный налог – 1,5%
    • Средняя стоимости денег – 13%
    • Коэффициент понижения ЕСВ – 0,4

    Разберем две ситуации по выплате заработной платы:

    1. Заработная плата к выплате – 6000 грн., при этом официальная заработная плата (с налогами) – 2000 грн.
    2. Заработная плата к выплате – 6000 грн. Вся выплачивается официально.

    Приведем расчет заработной платы в таблице

    Показатель Вариант №1 Вариант №2
    Зарплата (с учетом налогов) 2000,00 7458,98
    ЕСВ (ЗП) 72,00 268,52
    НДФЛ 289,20 1078,57
    Военный сбор 30,00 111,88
    Зарплата к выплате (официальная) 1608,80 6000,00
    ЕСВ (ФОТ) 735,40 1097,08
    Зарплата к выплате (неофициальная) 4392,20 0,00
    Затраты на «конверт» 570,86 0,00
    Суммарные расходы на выплату заработной платы 7697,46 8556,04
    Фактический % налогообложения заработной платы 28,29% 42,60%

    Также, для полной объективности, стоит сказать и о налоговом кредите по НДС.

    Суммы, начисленные и выплаченные как заработная плата, не являются объектом налогообложения НДС, следовательно, сумма начисленной заработной платы не будет давать права на увеличение налогового кредита по НДС, а это значит, что при выплате официальной заработной платы без использования схем с «конвертами», работодатель уплачивает НДС (около 13% от суммы начисленной заработной платы). Но это тема другой статьи.

    Выводы:

    Исходя из данных приведенных в таблице, можно прийти к заключению, что даже при таких условиях применения понижающего коэффициента выплачивать заработную плату официально не выгодно. Однако, не стоит забывать о том, что работа с компаниями, предоставляющими услуги «конверта», рискованная и может привести к негативным последствиям, таким как непризнание налогового кредита по НДС и расходов по налогу на прибыль с обязанностью доплаты налогов, уголовной ответственностью за неуплату налогов в особо крупном размере

    Также не стоит забывать о высоких штрафных санкциях за невыплату или выплату в неполном объеме заработной платы. Штрафные санкции могут быть наложены в размере до 30 МЗП (36540 грн.)

    Основные преимущества:

    1. Отсутствие опасения непризнания налогового кредита по НДС и налоговых расходов по налогу на прибыль по операциям, сформированным за счет применением рисковых схем выведения денежных средств;
    2. Отсутствие риска наложения штрафных санкций за невыплату или выплату в неполном объеме заработной платы, прочих компенсаций работников;
    3. Упрощение учета, прозрачность в ведении бизнеса, открытость для инвесторов.

    Есть еще много преимуществ выплаты заработной платы и ведения бухгалтерского учета в целом без использования рисковых теневых схем. Есть также и недостатки. О каждом из них можно написать много, однако последнее слово всегда останется за плательщиком налогов.

    Компания «Юнифинанс», следуя нормам законодательства, рекомендует вести бизнес прозрачно и не использовать нелегальных схем оптимизации налогообложения, а также не пользоваться услугами компаний, которые нарушают законодательство Украины.

    Мы с радостью поможем вам рассчитать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и разработаем оптимальную схему налогообложения с учетом специфики бизнеса, не нарушая норм налогового законодательства Украины.

    Будем рады помочь вам!

    Список сокращений:

    МЗП – минимальная заработная плата
    ЕСВ – единый социальный взнос
    ЗП – заработная плата
    ФОТ – фонд оплаты труда
    НДФЛ – налог на доходы физических лиц

    Нормативная база:

    1. Закон Украины от 28 декабря 2014 N 77-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда»;
    2. Закон Украины от 8 июля 2010 N 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;
    3. Закон Украины от 2 марта 2015 N 219-VIII «О внесении изменений в раздел VIII» Заключительные и переходные положения «Закона Украины» О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование «(относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда)»;
    4. Письмо ГФС Украины №22623/6/99-99-17-03-03-15 от 27/10/2015 года.
    Поделиться




    Alexander Korzh

    Управляющий партнер

    Комментирование закрыто

    

    Подпишитесь на новости

      Позвонить нам