close

Минфин уменьшил налоговое давление на бизнес

С 1 сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины №655-VIII от 17 июля 2015 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (НКУ) относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков».

Законом внесены изменение в НКУ, которые, как следует из названия Закона, направлены на уменьшение налогового давления на бизнес. С основными изменениями предлагаем вам ознакомиться в данной статье.

Безнадежная задолженность

Законом расширен перечень признаков задолженности для классификации ее как безнадежной. Подпункт «г» и «є» пункта 14.1.11 НКУ изложены в новой редакции:

  • просроченная задолженность (свыше 180 дней), размер совокупных требований кредитора по которой не превышает минимально установленного законодательством размера требований кредитора для возбуждения производства по делу о банкротстве, а для физических лиц — задолженность, не превышающая 50% одной минимальной заработной платы (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в случае отсутствия законодательно утвержденной процедуры банкротства физических лиц);
  • просроченная задолженность физического или юридического лица, не погашенная вследствие недостаточности имущества указанного лица, при условии, что действия по принудительному взысканию имущества должника не привели к полному погашению задолженности .

Также, пункт 14.1.11 НКУ дополнен подпунктом «з», согласно которому безнадежной задолженностью признается задолженность субъектов хозяйствования, признанных банкротами в установленном законом порядке, или прекращенных как юридические лица в связи с их ликвидацией.

Основные средства

Согласно изменениям, стоимостной критерий, по которому актив признается основным средством, установлен на уровне 6000 гривен. Напомним, что ранее действовал критерий оценки в 2500 грн.

Консультации

Законом изложено в новой редакции понятие обобщающей письменной консультации. Так, с 1 сентября, согласно подпункту 14.1.173 НКУ, обобщающая письменная налоговая консультация — обнародование позиции центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой политики (Министерство Финансов Украины), сложившейся по результатам обобщения налоговых консультаций, предоставленных контролирующими органами налогоплательщикам.

Одним из наиболее важных изменений является усовершенствование механизма предоставления консультаций.

Установлено, что консультации, кроме обобщающих, предоставляются:

  • в устной форме — контролирующими органами;
  • в письменной или электронной форме — контролирующими органами в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональными территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Предоставленная консультация, в письменной или электронной форме, обязательно должна содержать:

  • описание вопросов, поднимаемых налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика;
  • обоснование применения норм законодательства;
  • заключение по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства.

Письменные консультации подлежат обязательному размещению на сайте контролирующего органа, который предоставил консультацию, в течение 10 календарных дней после дня их предоставления без указания наименования (фамилии, имя, отчества) налогоплательщика и его налогового адреса.

К обязанностям Минфина отнесено периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств. Утверждение приказом обобщающих налоговых консультаций, которые подлежат обнародованию, в том числе на официальном сайте, в течение 5 календарных дней.

Также Законом урегулирована процедура обжалования индивидуальных и обобщающих налоговых консультаций контролирующих органов, что изложено в статье 53.3 НКУ.

Отчетность

В части составления и подачи отчетности Законом внесено два новшества, которые смягчают ранее действующие нормы, а именно:

  • Пукт 46.4 дополнен нормой, которая устанавливает возможность подачи налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией дополнения (произвольной формы) к такой декларации. Дополнение будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Если  для налогоплательщика, установлена обязанность предоставления отчетности в электронной форме, дополнение также подается в электронной форме.
  • Изменен срок подачи декларации по почте. При отправке налоговой декларации по почте, налогоплательщик обязан отправить отчетность в адрес соответствующего контролирующего органа не позднее чем за 5 дней до истечения предельного срока представления налоговой декларации (ранее — не позднее 10 дней).

Штрафы

Законом внесены изменения в механизм начисления штрафных санкций и пени. Подпункт 129.1.1 изложен в новой редакции. Согласно изменениям, при самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы денежного обязательства, пеня начисляется по истечении 90 дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НКУ.
Также, пункт 129 НКУ дополнен подпунктом 129.9, который устанавливает, что в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 НКУ, пеня не начисляется, если изменения в налоговой отчетности внесены в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НКУ.

Немаловажные изменения коснулись начисления штрафных санкций контролирующими органами для налогоплательщиков с годовым доходом менее 20 миллионов гривен. Согласно новому пункту 35 и 36 подраздела 10 раздела XX «Переходных положений:

  • Временно, до 31/12/2016 года включительно, налогоплательщикам, объем доходов и/или операций которых за предыдущий (отчетный) год составлял менее 20 миллионов гривен, штрафные (финансовые) санкции, начисленные на сумму налогового обязательства, которую плательщик налогов уплатил без обжалования налогового уведомления-решения в сроки, определенные НКУ, отменяются в течение 10 дней со дня уплаты такого налогового обязательства. Указанная норма не применяется при повторном (в течение года) определении (доначислении) контролирующим органом суммы налогового обязательства по одному и тому же налогу или сбору. В случае отмены штрафной санкции соответствующее оплаченное налоговое обязательство не подлежит дальнейшему обжалованию.
  • В случае если судом по результатам рассмотрения уголовного производства об уголовном правонарушении, которое было начато до дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в НКУ относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» и предметом которого являются налоги, сборы, вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную силу, в котором установлена неуплата налоговых обязательств или вынесено решение о закрытии уголовного производства по не реабилитирующим основаниям по этому вопросу, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки принимается контролирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этим контролирующим органом соответствующего судебного решения (обвинительный приговор, определение о закрытии уголовного производства по не реабилитирующим основаниям), вступившим в законную силу.

Регистрация представительств

В части регистрации представительств иностранных юридических и физических лиц изменения коснулись порядка регистрации представительств в случае получения иностранной компанией или организацией имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, подлежащих налогообложению.

Так, новыми правилами определено, что если способ и цели получения имущества не требуют создания нерезидентом обособленного подразделения или постоянного представительства нерезидента в Украине, нерезидент берется на учет в контролирующем органе по местонахождению соответствующего объекта после представления перечня документов:

  • заявления установленной формы;
  • легализованной копии выписки из торгового, банковского или судебного реестра, выданного в стране регистрации иностранной компании, организации;
  • нотариально заверенной копии правоустанавливающих документов, которыми подтверждается право собственности на недвижимость или право собственности или пользования земельным участком, выданных и зарегистрированных на имя нерезидента уполномоченными органами Украины;
  • данные о представителе налогоплательщика.
Поделиться




Alexander Korzh

Управляющий партнер

Комментировать



Подпишитесь на новости

Решите уравнение: + 45 = 55

Позвонить нам Secured By miniOrange