Налоговая реформа 2015 — ни слова о налогах
В средине августа Министерство Финансов Украины (далее Минфин) на своем официальном сайте обнародовало проект налоговой реформы с интригующим названием «Податкова реформа – не лише про ставки податків….» (далее Реформа)
Проект Реформы характеризуется тремя словами: упрощение, прозрачность, справедливость. С нашей точки зрения, не все намерения Минфина соответствуют данным определениям.
В опубликованном проекте нет даже упоминаний о размерах будущих налогов, не упомянуто об изменении количества налогов, размеров пошлин, дополнительных платежей. Коственно можно сделать вывод об изменениях в механизме определении базы налогообложения.
Изменения норм законодательства которые охарактеризированны словами «упрощение, прозрачность, справедливость», противоречат смыслу данных слов. В данной статье мы приведем несколько положительных и отрицательных нововведений, которые Минфин предлагает внести в действующее законодательство.
Налог на прибыль
Минфин предлагает упростить ведение налогового учета и определения суммы налога путем согласования правил налогового и бухгалтерского учета. Но вместе с тем, справедливости ради, предлагают вернуть требование соответствия хозяйственного назначения расходам для отнесения их к налоговым. Вероятно, нас ждут большие изменения не только в налоговом кодексе, а и в положениях (стандартах) бухгалтерского учета.
Стоит также отметить, что специалисты Минфина не отнесли в графу «справедливость» положение об отмене практики взимания (уплаты) авансовых взносов по налогу на прибыль, которая является абсурдной и не используется в европейских странах. Вместо этого Минфин планирует разрешить засчитывать авансовый взнос по налогу на прибыль, уплаченный при выплате дивидендов, в счет погашения обязательства по авансовым (ежемесячным) платежам по налогу на прибыль.
Если учесть общемировую тенденцию к снижению размера выплаты дивидендов, данное «компенсационное» нововведение не вызовет особой радости у налогоплательщиков, однако, даст возможность зачесть накопленные переплаты налога при выплате дивидендов в прошлых периодах в счет погашения текущей задолженности по ежемесячным авансовым платежам.
НДС
Положительные изменения ждут компании, которые работают по агентским договорам, а также транспортные компании. Так, согласно предложенной Реформе, предлагается определить базу налогообложения НДС только агентское вознаграждение, а не всю сумму поступившей оплаты с последующим отнесением в налоговый кредит НДС с сумм перечисленных комитенту, как это есть сейчас.
Еще одно положительное изменение ожидает компании, которые планируют производить реорганизацию. Согласно Реформе, такие компании смогут «унаследовать» отрицательное значение НДС своих предшественников.
Неприятным нововведением для сельхозпроизводителей станет отмена специального режима по НДС. Заметим, что данные разговоры в Минфине ведутся уже давно, и вот, в данной реформе Минфин восстановил»справедливость»
НДФЛ
Проектом предполагается определять резиденство гражданина исключительно «правилом 183 дней», исключив действующие сегодня пункты НКУ регулирующие вопрос резидентности.
При определении дополнительного блага сотрудника Минфин предлагает использовать правила, аналогичные тем, которые действуют на территории Европейского Союза, однако не конкретизирует какие.
Из положительных нововведений можно отметить отмену обязательной уплаты НДФЛ в течении 30 дней после начисления дохода (вне зависимости от факта выплаты такого дохода). Теперь Минфин предлагает уплачивать налог в момент выплаты дохода.
Также вводится норма, которая предполагает возможность зачета НДФЛ, уплаченного за границей, в счет уменьшения обязательства по уплате НДФЛ из дохода, полученного на территории Украины. Плательщик налога будет иметь такую возможность даже при отсутствии ратифицированного Украиной договора об избежании двойного налогообложения. Вопрос относительно механизма такого зачета остается открытым.
Прочие
Также изменения коснуться и других налогов в сторону увеличения их ставок и расширения базы налогообложения. В частности, таких налогов как:
- транспортный налог — расширение базы налогообложения. Налогом планируют облагать все автомобили, которые младше пяти лет, с объемом двигателя более 3000 см3, стоимостью более 1 миллиона гривен;
- налог на недвижимость — вероятно, Минфин планирует увеличить ставки налогообложения квартир и домов, площадь которых превышает 350 м2 и 500 м2 соответственно, таким образом восстановив «справедливость» Вопрос «В чем заключается справедливость» остается без ответа.
Администрирование налогов
Минфин, проанализировав формы налоговых деклараций, пришел к выводу, что обязательные реквизиты деклараций и налоговых расчетов необходимо упростить. Минфин не учел тот факт, что сложность составления отчетности заключается не в заполнении «шапки отчета», а в запутанном механизме заполнения «тела», основной части декларации. Что имел в виду Минфин, когда писал об «упрощении» путем уменьшения обязательных реквизитов налоговых деклараций, остается загадкой.
Еще одно «упрощение» в части администрирования налогов заключается в упрощении процедуры подачи отчетности. Исходя из нашей практики, на сегодняшний день, процесс подачи отчетности не является сложным, запутанным и вполне отвечает европейским и американским практикам. Вероятно, Минфин разрабатывает новый механизм подачи отчетности — надиктовки показателей декларации по телефону.
Налоговые разъяснения
Минфин решил изменить подход в определении «законности» проведения операций на основании налоговых разъяснений. В случае изменения ГФС своей позиции относительно правил налогового учета хозяйственной перации, новыми правилами предлагается не начислять штрафные санкции и пеню, если плательщик при проведении хозяйственной операции руководствовался индивидуальным налоговым разъяснением, но доначислять налог, который должен быть уплачен налогоплательщиком
Напомним, на сегодняшний момент плательщик освобождается от ответственности в виде доначисление налогов, начисления штрафных санкций или пени при условии, что он действовал в соответствии с предоставленной органами налоговой службы индивидуальной налоговой консультацией.
Неоднозначно окрашено и изменение относительно обжалования решений органов ГФС о наложении штрафов или доначислении налогов. Так, согласно реформе, административные обжалования будут одноуровневыми. Жаловаться на решение органов ГФС нужно будет сразу в ГФСУ. Сейчас первой ступенью является районная ГФС. Надеемся, что данное изменение упростит систему административного обжалования решений ГФС и приведет к сокращению неправомерно вынесенных решений.
Предлагается и явно негативное изменение. Согласно реформе, при обжаловании налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке, плательщику необходимо получить банковскую гарантию (разместить депозит) до начала процедуры обжалования решения. Данная гарантия является залогом оплаты налога.
Не обошлось и без положительных изменений, таких как возможность зачета переплат налогов (в том числе и тех, которые были уплачены филиалами) в счет оплаты любых других налоговых обязательств плательщика.
Ну и напоследок, плательщиков налогов ждет очередное повышение штрафов за нарушение в сфере подачи отчетности.
Эпилог
Многие пункты реформы из разряда «упрощение» сводятся к формулировкам по типу: «внесение изменений в некоторые пункты НКУ» или «упрощение определений», что в свою очередь не несет никакой смысловой нагрузки.
Как оптимисты мы верим в то, что данный проект реформы будет доработан и обнародован повторно, но уже с более подробной информацией о грядущих изменениях. Надеемся на то, что Минфин не обрушит на головы плательщиков новую налоговую реформу, результатом которой станет новая редакция налогового кодекса, нормы которого будут обязательны к применению спустя несколько дней после его принятия.
Ознакомиться с полный текстом презентации, разработанной специалистами Минфина, можно тут
Alexander Korzh
Управляющий партнер